Восточная специфика: как юристы работают с китайскими проектами
Работая с китайскими проектами, российские юристы обычно придерживаются двух основных форматов, объясняет советник China Window Альберт Трофимов: полноценные проводники по незнакомой юрисдикции или помощники в коммуникациях с местными провайдерами.
Создание собственных офисов в Китае для российского юрбизнеса сопряжено с рядом трудностей, поэтому наиболее вероятен сценарий заключения серии партнерских соглашений с местными китайскими фирмами.
Второй вариант для клиентов комфортнее, так как позволяет оперативнее получать качественную услугу, уверяет эксперт. Подобную схему выбрала и команда ККМП В их московском офисе трудится китайский юрист Чак Пэн, который может оперативно проконсультировать по широкому кругу запросов. Если же требуется большая команда или узкоспециализированные знания, то привлекают подходящих юристы в Китае, объясняет партнер ККМП Максим Кулешов. Он говорит: «Мы берем на себя взаимодействие с ними, чтобы результат точно отвечал запросам клиента».
Китайский юрист в штате российской фирмы позволяет добиться лучшего качества. Он помогает найти правильных специалистов в КНР, выстроить более доверительные отношения с китайскими фирмами, правильно донести до них задачу и перепроверить результат.
Похожим образом устроена и структура в ДРТ, где есть отдельная Группа по работе с китайскими компаниями. Ее бизнес-координатором назначили Сяошуай Ли — китаянку, получившую бизнес-образование в России. Она помогает не просто понять менталитет китайских клиентов, но и следит за всеми новостями китайского бизнеса, пока они еще не попали на радар российских СМИ, подчеркивает Татьяна Кофанова, партнер ДРТ «Сяошуай активно взаимодействует с национальным деловым сообществом, расширяет наши карты контактов и позволяет оперативно доносить наши бизнес-идеи до инвесторов, выбрав лучший момент и правильно расставив акценты», — поясняет Кофанова.
Клиенты из Китая, как никто другой, настроены на долгосрочное сотрудничество, которое должно быть эффективным на каждом из этапов.
При этом в начале сотрудничества с доверителем из КНР консультанту нужно заслужить его доверие. Китайский клиент сразу не захочет серьезно тратиться на услуги малознакомого юриста. Эту специфику нужно учитывать и верно трактовать, говорит Кофанова. По ее словам, зачастую небольшое поручение, в котором консультант проявит гибкость и понимание национальной специфики, становится шагом к большой дружбе.
Самые популярные практики
Специфика запросов по китайскому направлению за последние три года заметно изменилась. Когда начиналось «юридическое освоение» Китая 12 лет назад, в России доминировали ожидания потока китайских инвестиций, вспоминает партнер Пепеляев Групп Илья Болотнов. «Тогда мы видели активный интерес со стороны китайских фондов и компаний к приобретению долей в российских компаниях и созданию совместных предприятий», — добавляет Кулешов. Правда, такие проекты, как правило, сопровождались тяжелыми переговорами и не всегда успешно завершались.
Сейчас же, наоборот, речь больше не идет лишь о прямых финансовых вложениях и торговле, утверждает Болотнов. По его словам, «налицо тесное сотрудничество бизнесов двух государств, которое предполагает постоянную юридическую поддержку по нетривиальным вопросам одновременно и с российской, и с китайской сторон». Как показывает проведенное Право.ru исследование, особенно популярно направление корпоративного права. Это связано с возросшей экспансией российского бизнеса в Китай, объясняет Трофимов.
Просматривается и интерес российских компаний к более серьезным инвестициям в Китай, поэтому нельзя исключать создание в будущем совместных предприятий уже на территории КНР, уверяет Кулешов.
Следующее по популярности направление — интеллектуальная собственность. Анкеты подали девять компаний. Юридическое оформление бизнес-присутствия российских клиентов в КНР закономерно влечет необходимость решать вопросы, связанные с обеспечением безопасности интеллектуальной собственности, подтверждает статистику Трофимов.
Интерес доверителей в китайских проектах нередко выходит за рамки простого юридического консультирования. Особняком стоят регулярные запросы по поводу помощи с проведением платежей в Китае, рассказывает Трофимов. Аружан Жандарбек, амбассадор шанхайского офиса Private.law, советует обращаться в региональные банки, которые проявляют гибкость при «решении сложных кейсов». Такие банки выигрывают не только в сроках рассмотрения и лояльности к международным клиентам, но и в скорости транзакций.
Сохраняется фокус на необходимости поддерживать российский бизнес при рассмотрении дел в китайских народных судах и международном арбитраже, говорит Трофимов.
Пользуются высоким спросом консультации по вопросам, касающимся внешнеторговой деятельности, отмечает Кулешов. Шесть юрфирм прислали анкеты по этому направлению для нашего исследования.
Столько же компаний подались и в категорию «Санкционное право».
Вопросы налогового сопровождения неминуемо встают перед российским бизнесом в Китае.
Наименее популярными в нашем исследовании оказались три практики: «Недвижимость и строительство», «Трудовое и миграционное право» и «Частный капитал». В каждую из них анкеты прислали по две юрфирмы.