Проекты российских юрфирм за границей: международное исследование
В рамках исследования аналитики Право.ru получили от 41 российской юрфирмы 462 проекта, которые охватывают 98 стран. Несмотря на санкционное давление, именно в странах Евросоюза отечественные юристы сопроводили больше всего проектов. Полную географию можно увидеть на нашей интерактивной карте ниже:
#datawrapper-chart-KuzTn { aspect-ratio: 2/1 }
Самый высокий спрос
ОАЭ, Китай и Казахстан — наиболее популярные страны для сопровождения проектов российскими юристами. Эти государства объединяют три разных вектора интересов бизнеса из РФ, объясняет Ольга Сорокина, основатель O2 Consulting, управляющий партнер Oxygen Empire Dubai: международную инфраструктуру, торговое партнёрство и регуляторную гибкость. В АЛРУД тоже большинство иностранных клиентских проектов касается вопросов права ОАЭ, Китая и Казахстана, рассказывает партнер этой юрфирмы Андрей Жарский. Если в ОАЭ бизнес идет за созданием структур и специальных компаний (SPV) для владения активами и инвестирования, то в Китае и Казахстане есть примеры запуска совместных производственных предприятий с локальными партнерами, говорит Жарский. Большинство проектов их клиентов в этих юрисдикциях касается нефтегазовой, горнорудной и химической промышленности.
Так, Эмираты привлекают компании благодаря выгодному географическому положению, развитой инфраструктуре и статусу глобального делового центра, подчеркивает Леонид Эрвиц, управляющий партнер, глава корпоративной практики LEVEL Legal Services. По его словам, существенную роль при выборе этой юрисдикции играют свободные экономические зоны, предлагающие налоговые преференции и возможность применять английское право при структурировании сделок.
Казахстан во многом схож с ОАЭ, так как там тоже можно использовать иностранное право в рамках Международного Финансового Центра Астана, что упрощает международные операции. Например, именно туда переехал Polymetal с острова Джерси. Дополнительные благоприятные факторы для отечественных предпринимателей в казахской юрисдикции — культурная и языковая близость, а еще удобная логистика.
Казахстан стремительно превратился в важную инвестиционную платформу для российских предпринимателей и стал центральной точкой для проектов, связанных со структурированием капитала, расчетами в «альтернативных» валютах и сопровождением сделок в условиях санкций.
Китай же остается стратегически важным направлением в первую очередь из-за масштабов рынка. Российские юристы в основном работают там не только над созданием совместных предприятий, но и с торговыми контрактами, а еще прямыми инвестициями, сказал Эрвиц.
Изменившееся отношение к офшорам
Долгие годы у российского бизнеса пользовались спросом иностранные офшоры. В этих странах довольно привычное законодательство, основанное на common law, говорит старший юрист Verba Legal Анастасия Симонова. Но нормативное регулирование со временем изменилось. В апреле 2023 года Сейшельские острова оказались первой офшорной юрисдикцией, полностью внедрившей международные стандарты прозрачности и предъявившей бизнесу требования о раскрытии данных бенефициарных собственников. Кроме того, процесс регистрации компаний и банковского счета с российским участием стал сложнее, теперь приходится сталкиваться с большим количеством проверок, констатирует Симонова. Фактически определенную популярность сохраняют только те офшоры, которые не включены в список недружественных стран РФ, например, все те же Сейшельские острова и Маврикий, делится наблюдениями Жарский.
Если раньше ключевым фактором выбора офшоров были налоговые льготы, то сегодня эти юрисдикции в основном применяют для защиты активов от возможных рисков, сохранения конфиденциальности владельцев бизнеса, доступа к международным финансовым инструментам и рынкам капитала. Но растущие регуляторные ограничения и репутационные риски заставляют бизнес все чаще искать альтернативные варианты структурирования капитала.
Недружественные для РФ юрисдикции
Мы продолжаем вести проекты с заказчиками из так называемых недружественных стран, говорит партнер Пепеляев Групп Андрей Терещенко. Он подчеркивает, что многие иностранные компании из этих юрисдикций не ушли из России. Поэтому им требуется правовая поддержка от российских юристов по разным текущим операционным вопросам. Продолжают поступать запросы и от иностранных юркомпаний, которые консультируют своих клиентов по российским вопросам, привлекая нас на субподряд, говорит Терещенко.
Исходя из опыта Алруд, большинство проектов в недружественных юрисдикциях касается вопросов инвестиций в недвижимость и сопровождения судебных или арбитражных споров, когда требуется применение вопросов иностранного права (Англии, США, Германии, Швейцарий). Если говорить о разбирательствах, то российские стороны в них обычно выступают ответчиками, замечает Юрий Бабичев, партнер Практики международного арбитража и трансграничных споров ALUMNI Partners: «Поэтому для российских сторон это чаще вопрос защиты».
При этом сохраняется и классическая корпоративная практика, пусть и в гораздо меньшем объеме, уверяет Эрвиц. Речь идет про сделки М&A, структурирование бизнеса и сопровождение операций для российских компаний, не попавших под ограничения. Для минимизации рисков российский бизнес использует сложные корпоративные структуры с привлечением иностранных управляющих и выстраивает системы расчетов через дружественные юрисдикции.
Разделение проектов по регионам
Для более удобной навигации мы классифицировали проекты юрфирм нашего исследования на семь категорий: Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Америка и страны Карибского бассейна, Европа, Офшорные юрисдикции, регион МЕНА (страны Магриба и Ближнего Востока) и Постсоветское пространство: